В центре внимания

Краткое изложение текущих результатов наиболее актуальных исследований Агентства в рамках имеющихся компетенций

Классический антимонопольный комплаенс.

На сегодняшний день определения «антимонопольный комплаенс» основополагающий в рассматриваемой сфере правоотношений Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» не содержит.

Вместе с тем, законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Законопроект), разработанным ФАС России, предложено его внесение в следующей редакции: «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) — совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на такого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения».

Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции в том числе «стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

При этом ранее ФАС России была принята Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 — 2024 гг. (далее — Стратегия). В п. 2.1.1 Стратегии «Развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства» предусмотрена разработка и внедрение на законодательном уровне нормы, стимулирующей внедрение систем комплаенса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков. Простыми словами, антимонопольный комплаенс – это наличие у хозяйствующего субъекта работающего внутреннего правового механизма, закрепленного в локальных актах, препятствующего нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.03.2018 г. №213 были утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации. В свою очередь, от категории риска прямо зависит периодичность проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, например, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, отнесенную к категории низкого риска, плановые проверки вообще не проводятся.

Положениями ранее упомянутого разработанного ФАС России Законопроекта также предлагается считать проведение антимонопольного комплаенса в компании обстоятельством, смягчающим административную ответственность за следующие правонарушения: злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП), манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ), заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ), недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ).

Помимо «пряника» в законопроекте предусмотрен и «кнут» в виде новой статьи 14.31.1 КоАП РФ. За невыполнение требований о принятии внутренних актов для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации (антимонопольный комплаенс), если принятие таких актов является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации предлагается накладывать административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Чтобы у потенциальных нарушителей была основа хотя бы для формального исполнения вновь сформированных требований были приняты «Методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (утверждены Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 г. №2258-р).
Так, согласно пункту 6 раздела 3 данных Методических рекомендаций, для организации антимонопольного комплаенса федеральным органом исполнительной власти (иными субъектами по аналогии) должен быть принят акт, в котором содержатся:

а) сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
б) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
в) порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
г) меры, направленные на осуществление федеральным органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
д) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.

Безусловно, сам по себе классический антимонопольный комплаенс не имеет существенного практического значения в коммерческом секторе, так как предложенные «кнуты» и «пряники» смехотворны для организаций даже низкой категории риска. Однако, многочисленным органам государственной и муниципальной власти, их подведомственным учреждениям и организациям независимо от формы и категории риска, очевидно, придется его внедрить просто в силу элементарного бюрократического принуждения.

24 мая 2019
Классический антимонопольный комплаенс.